Skip to Menu Skip to Content Skip to Footer

Подготовительные занятия для будущих первоклассников

 

В МБОУ СОШ № 50 реализуется программа дошкольной ступени образования

Глывко Наталья Алексеевна
Организатор и руководитель школы "Подготовишка"

Цели дошкольного образования:
• Формирование позитивной и коммуникативной позиции ребенка;
• Реализация равных возможностей получения дошкольного образования детям, посещающим и не посещающим дошкольные образовательные учреждения.
 

     В своей деятельности мы руководствуемся Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Уставом МБОУ СОШ № 50, Положением о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

     Школа кратковременного пребывания «Подготовишка» работает в рамках дополнительного образования социально-педагогической направленности. 

      В основу комплексной образовательно-развивающей программы по подготовке к школе положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психического становления посредством познания действительности и преобразования ее (в том числе и самого себя). Программа опирается в своих принципиальных моментах на новые наиболее актуальные программы по дошкольному образованию, получившие гриф Министерства России – Программа «РАДУГА», Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000…». Данные программы содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание этих программ обеспечивает развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.

     В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:

• Разностороннее развитие ребенка, направленное на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
• Организация функциональной среды, обеспечивающей адаптацию дошкольника;• Диагностическая и консультативная помощь родителям со стороны педагогов.

     Школа «Подготовишка» работает с 10 октября по 30 марта, два раза в неделю по три занятия. Продолжительность занятий – 25 минут. Прием заявлений в группы по подготовке к школе до 1 октября. В образовательную программу включены следующие дисциплины: 

• Обучение грамоте;
• Математика и логические игры;
• Прикладная деятельность (лепка из соленого теста, бумажная пластика);
• Музыкально-ритмические игры. Отбор учебных предметов произведен таким образом, чтобы качественно подготовить детей к дальнейшему обучению в школе, помочь детям адаптироваться к новым для них условиям, к новому виду деятельности, повысить мотивацию детей к обучению.

Образовательная программа по подготовке детей к школе

      Можно выделить четыре линии развития дошкольников, определяющие внутреннюю готовность его к школьному обучению:линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику дошкольного образования.

      Цель курса – способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы.

- Всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Задачи обучения:

1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
2. развитие памяти, внимания, восприятия, вариативности мышления, творческих способностей;
3. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
4. формирование приемом умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
5. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно,планировать и контролировать свои действия;
6. развитие умений общения со взрослыми, со свестниками, умения видеть мир глазами другого человека;
7. развитие умений говорения, слушания и чтения;
8. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;
9. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Решение этих задач осуществляется в процессе занятий.

      Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа, две группы) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

    Занятия по математике  проводятся по учебным пособиям Бурдиной С. В. «Изучаем математику», «Знакомимся с геометрией».

      В ходе занятий дети получают устойчивые навыки счета от 0 до 20, знакомятся с процессами сложения и вычитания, с местом числа в числовом ряду, геометрическими фигурами, учатся составлять и решать задачи, понятиями «больше», «меньше», «четный», «нечетный», учатся классифицировать по свойствам (цвет, форма, величина), ориентироваться в пространстве, на плоскости листа бумаги в клетку, во времени.

       Все полученные знания закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
     На занятиях по обучению грамоте используются букварь Д. Б. Эльконина, рабочая тетрадь дошкольника «Изучаем грамоту» Бурдиной С. В. В ходе занятий знакомятся с понятиями слово, слог, звук, буква, предложение, учатся различать звуки гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие, вычленять звуки из слова, делить слова на слоги, находить ударный слог, учатся отвечать на вопросы, составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, тренируются в плавном чтении.

Памятка родителям будущего первоклассника

Уважаемые родители, с поступлением Вашего ребенка в школу, обратите внимание на:

• изменение режима для ребенка в сравнении с детским садом, увеличение нагрузки;
• необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков дома;
• наблюдением за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места;
• предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;
• обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов, овощей;
• организация правильного питания ребенка дома;
• закаливание ребенка, максимальное развитие двигательной активности;
• воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

  Для благоприятной психологической адаптации ребенка к школе необходимо:

• создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи;
• поддерживать самооценку ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
• самоценность ребенка для родителей, как первое условие школьного успеха, обязательное проявление родителями интереса к школе, к классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню; неформальное общение со своим ребенком после школьного пройденного дня;
• знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы;
• не допускать физических мер воздействий, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
• исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и моральные наказания;
• предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
• поощрение ребенка и не только за учебные успехи, моральное стимулирование достижений ребенка, развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности.

Правила для подготовки ребенка к самостоятельной жизни

 

• не отнимай чужое, но и свое не отдавай; попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться;
• не дерись без причины;
• зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно; играй честно, не подводи своих товарищей; не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего, два раза ни у кого ничего не проси;
• будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность, из-за отметок не плачь, с учителем не спорь и не обижайся, не ябедничай, не наговаривай ни на кого;
• старайся быть аккуратным;
• помни, что ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Памятка № 1 для родителей по предупреждению детской агрессивности

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Памятка № 2 Уважаемые папы и мамы!

       Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

• Ребенка бьют;
• Над ребенком издеваются;
• Над ребенком зло шутят;
• Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
• Родители заведомо лгут;
• Родители пьют и устраивают дебоши;
• Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
• Родители не требовательны и не авторитетны для своего ребенка;
• Родители не умеют любить одинаково своих детей;
• Родители ребенку не доверяют;
• Родители настраивают ребенка друг против друга;
• Родители не общаются со своим ребенком;
• Вход в дом закрыт для друзей ребенка;
• Родители проявляют мелочную опеку и заботу по отношению к ребенку;
• Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
• Ребенок чувствует, что его не любят.

       Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: 

       Внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь…

Подготовительные занятия для будущих первоклассников